Тезисы
Уважаемые господа !
Свое выступление сегодня мне
хотелось бы посвятить теме необходимости взаимодействия службы безопасности
банка с компаниями, работающими по отдельным направлениям безопасности.
Ни для кого не секрет, что в
процессе своей деятельности любой банк рано или поздно сталкивается с
проблемами угрожающими его безопасности. Причем понятие безопасности трактуется
нами очень широко, по всему спектру имеющихся рисков.
Подтверждением
большой актуальности проблемы создания системы обеспечения безопасности банков
может служить и тот факт, что в настоящее время практически все банки, в той
или иной мере, создают в своей структуре специальные подразделения, призванные
обеспечивать их безопасность. Однако в этих службах зачастую отсутствует разработанная
система оценки обеспечения экономической безопасности и теоретическая база
своей работы, что существенно снижает эффективность их функционирования. В
результате этого, как правило, отсутствует целенаправленная и планомерная
работа по повышению уровня защищенности банка от всего спектра проблем, а
основной упор делается на решение тех проблем, которые уже возникли.
При
чем если в крупных банках имеются целые отделы, которые занимаются отдельными направлениями,
то в небольших банках все эти функции падают на плечи 1-3 человек, иногда, даже
непрофессионалов в этой области. Таким образом, вопросы эффективности их
функционирования имеют первостепенное значение.
Исходя из личного опыта,
полученного при взаимодействии со структурами безопасности банков различного
уровня, можно предположить, что наиболее актуальными задачами, которые
руководство банков ставит перед своей службой безопасности, являются:
-
проверка
финансовой состоятельности кредитозаемщика, его возможности в срок рассчитаться
по кредитам;
-
возвращение
проблемных кредитов, т.е. по которым возникла просрочка платежей;
-
обеспечение
информационной защиты банка от разглашения сведений, составляющих банковскую и
коммерческую тайну.
Хотелось бы оговориться, что
понятие службы безопасности банка здесь довольно размыто и больше подразумевает
не организационно оформленные структуры, а наличие лиц выполняющих эти задачи.
Но на наш взгляд за
исключением нескольких крупных банков («УралСиб», «Сбербанк», «Социнвестбанк»)
эта выполнение этих задач носит бессистемный характер и не опирается на
разработанную и подчеркиваю зафиксированную (!) в служебных документах систему
безопасности.
Нам представляется, что
только построение обоснованной и зафиксированной в нормативных документах
системы защиты может позволить провести комплекс превентивных мер, направленных
на повышении защищенности банка.
С другой стороны, не каждый
банк может содержать у себя службу безопасности численностью 10-20 человек,
которые будут заниматься не только текущими задачами, но и работать на будущее.
К тому же, на наш взгляд, все больше ощущается дефицит квалифицированных кадров
готовых к пониманию ставящихся перед ними задач и способных их выполнять. В
данном случае возникает противоречие между тем, что бывшие сотрудники
правоохранительных органов не имеют достаточной квалификации для проведения
аналитической работы, а гражданские лица не имеют необходимых навыков и связей
для проведения специфических мероприятий и сбору информации.
Исходя из этих положений,
возникает необходимость существования структур, которые могли взять на себя
часть забот службы безопасности банка.
Плюсами существования
подобных структур могут быть следующие:
1). Освобождение службы
безопасности банка от части каждодневной работы, освободив ее для решения
глобальных проблем повышения уровня безопасности банка.
2). Подобные структуры могут
сконцентрировать у себя квалифицированные кадры. Всегда легче найти 1-2
специалистов в одну структуру, чем такое же количество в каждый банк.
3). Действуя на принципах
самоокупаемости подобные структуры вынуждены тратить часть своих заработанных
средств на повышение своей информированности. Так как именно уровень
информированности о происходящих процессах и определяет качество продаваемой
аналитической информации.
4). Подобные структуры
собирают сведения из различных источников, так как работают на нескольких
клиентов, а не ограничены информацией располагаемой самим банком, либо
предоставленной кредитозаемщиком.
5). Зачастую они располагают
более обширными межрегиональными связями. Опять же в силу того, что рано или
поздно они попадают в орбиту одной или нескольких существующих всероссийских
сетей поставщиков информации.
6). Подобные компании
вынуждены отрабатывать эффективные методы сбора и обработки информации, так как
одной из проблем их существования будет снижение себестоимости произведенной
продукции (информации).
7). При использовании таких
компаний снижается роль личности сотрудника службы безопасности, банк меньше
зависит от информированности и наличия связей конкретного человека, так как
информационно-аналитическая работа передается сторонней структуре, которая
несет ответственность за предоставляемую информацию и обладает независимым
взглядом на ситуацию.
При наличии подобных
информационно-аналитических структур служба безопасности банка может и должна
взять на себя координирующую роль обеспечения безопасности, а также
сконцентрироваться на решении узких проблем конкретного банка.
Кроме того, имеется ряд
функций, например защита информации, обеспечение конфиденциальности, которые
требуют специализированных знаний и дорогостоящего оборудования, а зачастую и
наличия лицензий. Такую работу по нашему мнению следует также передоверить
сторонним структурам.
Главной проблемой, которая
встает при такой децентрализации функций выполняемых службой безопасности
состоит в проблеме «Доверия между сторонами». Вполне обоснованно любой банк
опасается, что через сторонние структуры может утекать информация, содержащая
коммерческую тайну, поэтому он готов сотрудничать с теми структурами, которым
полностью доверяет. Но тогда в идеале подобная структура должна полностью
зависеть от банка и работать только на него, однако, практика показывает, что
при этом банк должен полностью содержать информационно-аналитическую структуру
(это фактически приводит к созданию и содержанию полноценной службы
безопасности банка). К тому же, на наш взгляд, часто риск потерять какую-либо
информацию не соизмеримо меньше риска потери денежных средств при принятии
решения в случае ограниченности имеющейся информации.
Поэтому, не смотря на всю
актуальность этой проблемы, она, на наш взгляд, несколько преувеличена по
следующим причинам:
1). В республике рынок
профессионального предоставления информационно-аналитических услуг в области
экономической безопасности крайне не развит. На территории г.Уфы существует ряд
структур, оказывающих подобные услуги, в том числе ЧОП, но для них этот вид
деятельности, как правило, является побочным. Кроме этого подобной работой
занимаются действующие и отставные, через действующих, сотрудники
правоохранительных органов, ограниченность источников информации которых, прямо
сказывается на качестве предоставляемой информации. Поэтому банк либо вынужден
либо идти к уже существующим структурам либо решать свои проблемы самостоятельно.
2). Компания,
профессионально работающая в этой области, вынуждена следить за своей
репутацией, и не допускает разглашения тайны клиента. Иначе она может потерять
не только одного клиента, а многих. Следовательно, имеет смысл по этим вопросам
взаимодействовать только с профессиональными участниками, т.е. с теми для кого
этот вид деятельности является определяющим, а, следовательно, сильно зависящих
от своих клиентов, потребляющих этот вид услуг.
3). Коммерческая тайна, как
показывает практика, зачастую утекает именно от сотрудников банка (по
объективным либо субъективным причинам), которые таким образом (вольно или
невольно) пытаются решать свои проблемы, либо не представляют важности
разглашаемых сведений.
Таким образом, подводя итог
всему выше сказанному, можно сделать вывод о возможности существования
различных организаций, которые будучи независимыми от банка могут при
взаимодействии с его службой безопасности могут совместно решать различные
задачи укрепления экономической безопасности банка, в широком смысле слова.
В качестве примера таких
структур можно привести следующие:
1).
Информационно-аналитические фирмы, решающие задачи сбора информации о клиентах
и партнерах банка, проверку наличия движимого и недвижимого имущества, проверку
достоверности информации, сообщаемой самой клиентом.
2).Рейтинговые агентства,
выставляющие кредитные рейтинги, т.е. максимально возможную сумму кредита для
заемщика.
3). Бюро кредитных историй,
объединяющие ряд банков и накапливающее кредитные истории их клиентов.
4). Коллекторные агентсва,
занимающиеся взысканием просроченных кредитов.
5). Центр
психо-физиологических исследований, на основе использования прибора «Полиграф»,
бытовое название «Детектор лжи».
6). Научно-исследовательский
центр, изучающий проблемы безопасности и способный заняться созданием системы
безопасности банка, предприятия, города, региона и ее аудитом.
7) Фирмы, занимающиеся
защитой информации и информационной безопасностью, имеющие необходимые для
этого лицензии и сертификаты.
Некоторые из таких компаний
в республике уже существуют, некоторые вскоре появятся. Взаимодействие с
подобными структурами поможет сделать систему безопасности банка более
эффективной и поддерживать ее с меньшими затратами.
Я представляю компанию
«Уралбизнесконсалтинг». Наша Компания создана более трех лет назад и на тот
момент являлась в республике первой компанией официально оказывающей
информационно-аналитические услуги по минимизации предпринимательских рисков.
Обладая методиками и технологиями, Компания способна в интересах своих
клиентов проводить комплексный системный анализ развития ситуации с выработкой
конкретных рекомендаций по локализации возможных негативных последствий,
минимизации ущерба. Это, в частности, позволяет проектировать комплексную
систему безопасности объекта, под которым мы понимаем мелкие и крупные
предприятия различных отраслей, общественные организации (партии, ассоциации,
фонды), территориальные образования (город, регион). В рамках этой работы
Компания, в том числе, готова осуществлять подбор и отбор персонала для службы
безопасности, проводить его первоначальное обучение.
Сотрудниками Компании создана и активно используется технология
быстрого и целенаправленного поиска информации в Интернет-пространстве с
использованием так называемых поисковых машин. В своей работе мы также
используем case-системы «Cronos plus» и
«Cros» предназначенные для обработки, хранения и выдачи необходимой
информации. Это позволяет проводить изучение делового партнера (конкурента),
отслеживать основные тенденции политической и экономической жизни, осуществлять
исследования по заданным критериям поиска, в том числе с анализом материалов
СМИ. Являясь официальным распространителем программ «Cronos» и «Cros»,
мы произвели их поставку в службы безопасности банков «УралСиб», Башкирского
отделения «Сбербанка», уфимских филиалов «Внешторгбанка», «Акибанка», банков
«Инвесткапиталбанк», «Промтрансбанк».
Кроме этого, на постоянной
основе мы осуществляем подготовку ежедневного и еженедельного мониторинга
(дайджеста) новостных Интернет-изданий и СМИ, освещающих различные стороны
жизни Республики Башкортостан. Потребителями названных информационных
продуктов, наряду с коммерческими организациями, являются Аппарат Председателя
Госсобрания-Курултая Республики Башкортостан, Аппарат Главного федерального
инспектора по Республики Башкортостан, Представительство Республики
Башкортостан в г.Москве, руководство УФСБ РФ по РБ, Управления федеральной
службы по контролю за оборотом наркотических веществ, ряда управлений МВД РБ. В
этом году нами запущен и ежемесячно готовится мониторинг СМИ, посвященный
банковской системе республики.
По дополнительному Вашему
запросу мы готовы предоставить дополнительные материалы, а также образцы
информационно-аналитических документов.
Если есть вопросы я готов на
них ответить.